Рекомендации о действиях авиапассажиров при задержке рейса
Задержка авиарейса – довольно распространенное явление в последние годы. Необходимо помнить, что авиабилет – это договор между потребителем и авиакомпанией, по которому она обязана доставить его в нужное место в нужное время и позаботиться о нем, если что-то пошло не так.
Права пассажиров при задержке рейса регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила (ФАП) и Воздушный кодекс, в Европе – регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах потребителей дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.
В России при задержке рейса пассажиры имеют право:
- бесплатно воспользоваться услугами в аэропорту: получить напитки через 2 часа после планируемого отправления по расписанию, горячее питание – через 4 часа, гостиницу и транспорт до нее – через 8 часов днем или 6 часов ночью. Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если пассажиры путешествуют с детьми младше семи лет, им также обязаны предложить комнату матери и ребенка.
- получить компенсацию 25 рублей за каждый час задержки, но не более половины стоимости билета (статья 120 Воздушного кодекса РФ) и возмещение убытков – если рейс отменили или задержали по вине авиакомпании (пункт 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителя» - неустойка в размере 3 % от стоимости авиабилета за каждый час задержки вылета. Но, исходя из судебной практики, суды обычно отказывают во взыскании неустойки одновременно со штрафом, предусмотренным Воздушным кодексом. Пункт 2 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» - право на возмещение убытков).
- без доплаты улететь другим рейсом, если его предложит авиакомпания, или ждать отправления своего рейса, или отказаться от перелета и вернуть полную стоимость неиспользованной части билета.
Действия российской авиакомпании при овербукинге законом не установлены, но, скорее всего, вам предложат перелет на более выгодных условиях (овербукинг – это сверх бронирование, то есть продажа большего количества мест, чем есть в самолете). Другими словами, отечественные перевозчики не имеют права требовать от пассажиров отказаться от перелета выбранным рейсом из-за овербукинга. По сути, не вылет пассажира из-за овербукинга - это изменение действующего договора перевозки с новыми условиями, которые, как правило, предусматривают компенсацию для пассажира: например, новый билет бизнес-классом, бесплатную гостиницу, трансфер или дополнительную денежную компенсацию.
В ФАП содержатся следующие нормы, касающиеся прав пассажиров при задержке авиарейса: пунктом 74 предусмотрена обязанность перевозчика информировать об изменениях в расписании; пункт 99 – обслуживание в аэропорту; пункт 227 предусматривает случай вынужденного возврата билета, то есть возврат полной суммы, если перевозка задержана или отменена по вине авиакомпании или по другим независящим от пассажира причинам — например, из-за болезни.
Российские правила действуют на всех рейсах российских авиакомпаний внутри страны. На международных рейсах российских авиакомпаний применяются и российские правила, и международные договоры России, например, Монреальская конвенция. Если в каком-то вопросе эти нормы различаются, то в приоритете – международные нормы. На рейсах иностранных перевозчиков российские правила действуют, если это явным образом написано в договоре. Если нет – то применяются нормы страны перевозчика и, возможно, нормы международных договоров, подписанных этой страной (например, Регламент ЕС № 261/2004 на рейсах в Евросоюз).
В Европе при задержке или отмене рейса, или если отказали в посадке из-за овербукинга, по закону пассажиры имеют право:
- бесплатно воспользоваться обслуживанием в аэропорту: получить напитки и питание через 2–4 часа задержки в зависимости от расстояния полета, а также без трат доехать до отеля и заселиться в гостиницу, если рейс отложен на следующий день;
- получить компенсацию в случае овербукинга или если рейс отменили или задержали по вине авиакомпании:
250–600 евро, если рейс задержали, и пассажиры попали в пункт назначения на 3+ часа позднее запланированного времени;
125–600 евро, если рейс отменили и заменили его другим меньше, чем за 14 дней до вылета. Кроме случаев, когда вылет нового рейса на 2- часа раньше и прилет на 4- часа позже;
250–600 евро, если пассажирам отказали в посадке из-за овербукинга.
На международных перелетах можно претендовать на компенсацию по Монреальской конвенции.
- без доплаты улететь другим рейсом, если его предложит авиакомпания, или ждать отправления своего рейса, или отказаться от перелета и вернуть полную стоимость неиспользованной части билета: при отмене и овербукинге – в любом случае, при переносе – только через 5 часов задержки. Если рейс стыковочный и оставшийся перелет потерял смысл, то вернут деньги за все части билета и бесплатно доставят в исходный аэропорт вылета.
Необходимо обратить внимание: пункт 1 положен в любом случае, а пункт 2 – только если пассажир не отказался от перелета и добрался до конечного пункта с опозданием больше 3 часов.
Вышеперечисленные права пассажиров прописаны в Регламенте ЕС № 261/2004 (статьи 4-9, и официальные комментарии к нему) и Монреальской конвенции.
Регламент EC № 261/2004 действует на всех рейсах внутри Европейского Союза (ЕС), на всех рейсах, вылетающих из ЕС, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
В данном случае под ЕС подразумеваются 28 стран плюс Исландия, Норвегия, Швейцария, Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Сен-Мартен, Асориш, Мадейра и Канарские острова.
В США по контракту с авиакомпанией при задержке или отмене рейса пассажиры имеют право:
- бесплатно воспользоваться обслуживанием авиакомпании в аэропорту, если рейс задержан или отменен по вине авиакомпании и, если это предусмотрено договором перевозки.
Сроки и объем услуг в общих чертах установлены договором перевозки, а за их разумную интерпретацию на месте отвечают представители авиакомпании. Обычно это еда (не обязательно горячая) через 4 часа задержки и гостиница, и транспорт до нее, если вам пришлось остаться в аэропорту на ночь. Авиакомпании обычно не предоставляют гостиницу при вылете из города, где вы живете. Но! Есть закон, по которому должны предоставить еду и воду через 2 часа задержки, если пассажиры уже сидят в самолете (FAA Extension, Safety, and Security Act).
- без доплаты улететь другим рейсом, если его предложит авиакомпания, или ждать отправления своего рейса, или отказаться от перелета и вернуть полную стоимость неиспользованной части билета и дополнительных услуг (места в салоне, багаж и т.д.). Длительность задержки, при которой можно сдать билет, законом не установлена;
- в случае овербукинга по закону вам полагается компенсация и, скорее всего, вас пересадят на другой рейс.
Компенсации и штрафы за отмену и задержку рейсов в США не предусмотрены. На международных перелетах можно претендовать на компенсацию по Монреальской конвенции или Регламенту ЕС № 261/2004.
Права авиапассажиров в США предусмотрены следующими документами:
- компенсация при овербукинге и услуги при задержке рейса на летном поле прописаны в законе FAA Extension, Safety, and Security Act.
Законов, обязывающих перевозчиков к определенным действиям при задержке или отмене рейса, в США нет. Однако, покупая билет у американской авиакомпании, потребитель заключает договор перевозки (Contract of carriage), в котором четко указаны права авиапассажира, если рейс отменили или задержали.
Американские правила действуют на всех рейсах внутри США и на рейсах из США, если это не рейсы европейских перевозчиков, вылетающие в ЕС.
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора:
8 (800) 555-49-43
по России звонок бесплатный
Главное меню
Обратная связь Осторожно клещи! Провайдер МСИ Сведения об образовательной организации Аттестация методик измерений Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) Орган инспекции Размер платы на услуги (работы), оказываемые ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора Актуальная информация для граждан не имеющих признаков инфекционного заболевания и не находящихся в прямом контакте с больным новой коронавирусной инфекции, о лабораториях, допущенных к проведению
исследований на COVID-19 Для органов и организаций Роспотребнадзора
Пользователи
Гости9
Роботы2
Обучение
Тема обучения: Эпидемиология, диагностика и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)
Дата обучения: с даты обучения определяет заказчик по продолжительность обучения - 9 календарных дней
Цена обучения: 950.00 руб.
Тема обучения: Обращение с медицинскими отходами, отходами производства и потребления I-IV классов опасности
Дата обучения: с даты обучения определяет заказчик по продолжительность обучения - 9 календарных дней
Цена обучения: 950.00 руб.
Тема обучения: Особенности разработки программ производственного контроля
Дата обучения: с даты обучения определяет заказчик по продолжительность обучения - 9 календарных дней
Цена обучения: 950.00 руб.