Начался новый учебный год. Школьники приступили к учебным занятиям. После продолжительного летнего отдыха им требуется определенное время, чтобы войти в рабочий ритм. Особенно сложно приходится первоклассникам.
Для того, чтобы школьнику было легче адаптироваться к учебному процессу, очень важно правильно организовать его режим дня. Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха и т. д. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня должен предусматривать чередование различных видов деятельности, обеспечивать оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, способствовать нормальному росту и развитию детей. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает маленьким школьникам привыкать к новой жизни, сочетать отдых и учебу. Основными элементами режима дня школьника являются:
- учебные занятия в школе и дома;
- активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
- здоровое питание;
- физиологически полноценный сон;
- свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Учебные занятия в школе и дома
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Рекомендуемый объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 раз 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и 1 раз 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков и 1 раз 7 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности и в соответствии со шкалой трудности учебных предметов. Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут.
К домашним заданиям не следует приступать сразу после прихода из школы, необходим отдых продолжительностью 2-2,5 часа, лучше прогулка на свежем воздухе.
Важно правильно организовать рабочее место школьника в образовательной организации и дома. Мебель подбирается с учетом роста ребенка, необходимо достаточное естественное и искусственное освещение.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
В школе ребенку приходится в течение длительного времени поддерживать рабочую позу. Поэтому активные физические нагрузки являются профилактикой гиподинамии, а свежий воздух способствует общему укреплению здоровья.
Здоровое питание
Питание школьника должно соответствовать принципам здорового питания. Школьники должны есть 4-5 раз в день, рекомендуемый интервал между приемами пищи – не более 3,5 часов. Рацион должен содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.
Физиологически полноценный сон
Очень важно удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
- в 7-10 лет - 10-11 часов;
- в 11-14 лет -9-10 часов;
- в 15-17 лет - 9-8 часов.
Школьникам показано увеличение обычной продолжительности сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном комнату нужно хорошо проветривать. Для крепкого и здорового сна необходимо:
- ложиться спать в одно и то же время;
- ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
- сформировать собственные полезные привычки («традиции»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение книг и т. п.
Рекомендации по нормам работы школьников за компьютерами
Современное обучение сопряжено с работой на персональном компьютере. Кроме того, многие дети проводят досуг за компьютерными играми. Длительные работа и занятия на персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать:
- Для учащихся 1-2-х классов – 20 минут;
- Для учащихся 3-4-х классов – 25 минут;
- Для учащихся 5-9-х классов - 30 минут;
- Для учащихся 10-11-х классов - 35 минут.
Работа на персональном компьютере должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. Необходимо делать перерывы и проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для профилактики общего утомления. Не рекомендуется играть на компьютере перед сном.
Свободная деятельность по индивидуальному выбору
Предпочтение следует отдавать спортивным занятиям.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, то постарайтесь скорректировать его режим дня.
Правильный режим дня школьника - залог крепкого здоровья и хорошей учебы!
Обратная связь Осторожно клещи! Провайдер МСИ Сведения об образовательной организации Аттестация методик измерений Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) Орган инспекции Размер платы на услуги (работы), оказываемые ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора Актуальная информация для граждан не имеющих признаков инфекционного заболевания и не находящихся в прямом контакте с больным новой коронавирусной инфекции, о лабораториях, допущенных к проведению
исследований на COVID-19 Для органов и организаций Роспотребнадзора