Цифровая маркировка представляет собой систему контроля товаров, основу которой составляет идентификация каждой товарной единицы посредством присвоения ей уникального цифрового кода, защищенного криптографическими методами.
Формирование системы маркировки позволяет участникам хозяйственной деятельности повысить контроль за перемещением грузов и оптимизировать логистические цепочки, конечным потребителям – получать объективную информацию о товарах, а государству – обеспечить полноту поступлений в бюджет налогов и сборов[1][1]Лаптев Р.А., Коварда В.В., Рогов Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасносности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник евразийской науки. — 2020. — No 1. — С. 54—68
Маркировка представляет собой нанесение специального штрих-кода в формате Data Matrix на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Цифровой код состоит из двух частей:
- код идентификации (открытая часть кода) определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
- код проверки (криптохвост) генерируется оператором.
Маркировать товары должны главным образом импортеры и производители, в отдельных случаях – торговые организации и ИП.
Чтобы получить коды, нужно зарегистрироваться в системе Честный знак» и обратиться к ее оператору. Для взаимодействия с ним потребуется заключить ряд договоров. По общему правилу после нанесения маркировки на товары нужно сообщить об этом через систему. Тогда они будут считаться маркированными.
Цифровой код должен гарантировать подлинность и качество товара. Благодаря криптографическим технологиям код Data Matrix крайне сложно подделать, а информация о контрафакте будет храниться в системе.
Для различных видов товаров установлены разные сроки введения обязательной маркировки и прекращения оборота немаркированной продукции.
Какие товары обязательно маркировать?
- табачную продукцию – с 1 июля 2019 г. (сигареты, папиросы), с 1 июля 2020 г. – иная табачная продукция
- обувные товары – с 1 июля 2020 г.
- духи и туалетную воду – с 1 октября 2020 г.
- фототовары (фотокамеры (за исключением кинокамер), фотовспышки, лампы-вспышки, комплекты и наборы таких фототоваров и т.п.) – с 1 октября 2020 г.
- шины – с 1 ноября 2020 г.
- предметы одежды, постельное и кухонное белье – с 1 января 2021 г.
На основании специальных норм также нужно маркировать:
- одежду из меха – с 12 августа 2016 г. (меховые изделия)
- лекарственные препараты – с 1 июля 2020 г.
Кроме того, маркировать надо товары, в отношении которых Правительство РФ утвердило Правила маркировки (п. 12 ст. 2 Закона о торговле), например:
- упакованной воды – 1 сентября 2021 г.
- молочной продукции – с 1 сентября 2021 г. (кроме сыров, мороженого) для продукции со сроком хранения более 40 суток, с 1 декабря 2021 г. – для продукции до 40 суток включительно.
С 11 января 2021 г. по 28 февраля 2022 г. в рамках системы Честный знак» проводится эксперимент по маркировке и мониторингу оборота отдельных видов никотинсодержащей продукции (постановление Правительства РФ от 25.12.2020 № 2273).
С 1 апреля 2021 г. по 31 августа 2022 г. проводится эксперимент по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на его основе, и отдельных видов слабоалкогольных напитков. Участники оборота в эксперименте участвуют на добровольной основе (постановление Правительства РФ от 17.02.2021 № 204).
С 1 августа 2021 г. по 31 августа 2022 г. проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием, а также кожных антисептиков – дезинфицирующих средств (постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1240).
Напоминаем, что ответственность за производство, ввод в оборот и продажу товаров и продукции, подлежащих маркировке, если она не сделана или нарушен порядок ее нанесения, установлена ст. 15.12 КоАП РФ.
За нарушения, связанные с производством, вводом в оборот или продажей товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации не только наложат штраф, но и конфискуют предметы правонарушения. Исключение составляют товары легкой промышленности из специального Перечня: вместо конфискации их изымут из незаконного оборота и уничтожат (п. 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, Постановление Верховного Суда РФ от 01.10.2021 № 29-АД21-4-К1).
Обратная связь Осторожно клещи! Провайдер МСИ Сведения об образовательной организации Аттестация методик измерений Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) Орган инспекции Размер платы на услуги (работы), оказываемые ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора Актуальная информация для граждан не имеющих признаков инфекционного заболевания и не находящихся в прямом контакте с больным новой коронавирусной инфекции, о лабораториях, допущенных к проведению
исследований на COVID-19 Для органов и организаций Роспотребнадзора